Андрей Дмитриевич Гончаров [см. фото; фотограф Б.Головко], профессор Mосковского Полиграфического института, лауреат премии им. Гутенберга 1971 года, в настоящее время является самым значительным в СССР художником-графиком.
Его считают одним из лучших мастеров иллюстрации книги, деревянной гравюры и печати. О нем трудно рассказывать кратко.
Путь его творческого становления это сама история нашего искусства гравюры на дереве, самая интересная и ведущая в мире. Работы профессора Гончарова охватывают всю мировую литературу, его мастерено росло от одной работы к другой. В будущем году художнику исполнится 70 лет, но он на удивление бодр и полон творческих сил. В свое время он был живописцем, довольно хорошим монументалистом и хорошим театральным художником. Он выдающийся педагог, достойный представитель советской графики на международных выставках и дружеских встречах мастеров искусств. Гончаров пользуется большим авторитетом и снискал любовь к себе во многих братских социалистических странах.
В настоящей статье рассказ пойдет прежде всего о нем как выдающемся советском художнике-иллюстраторе книги и о его работах.
Гончаров учился под непосредственным руководством В.А.Фаворского [см. фото; В.А.Фаворский - справа] в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, с 1926 года ВХУТЕИН) [см. фото].
Уже первые его работы обратили на себя внимание смелостью и силой, с которой были решены на первый взгляд простые учебные задания: пластические изображения человеческой головы или иллюстрация простого сюжета, не слишком глубокого по смыслу. С прямо-таки чрезвычайной смелостью начал он иллюстрировать произведения советской литературы. Его первой большой работой, которая сразу же привлекла к себе всеобщее внимание, была иллюстрация поэмы «Двенадцать» Александра Блока [см. фото].
Стилизованное и одновременно реальное цельное решение, стремление путем изображения нескольких сцен на одном рисунке, охватить весь драматизм и пафос замечательной поэмы (1924 год). В качестве дипломной работы Гончаров выполнил серию гравюр к поэме С.Есенина «Пугачев» (1926/1927 год) [см. фото]. В серии к книге С.Злобина «Салават Юлаев» (1928 год) [см. фото] он проявил себя уже зрелым художником, воспринявшим все лучшее, что дал ему его учитель Фаворский, умеющим отразить на плоскости пространство, показать динамику движения, не нарушая строгой и единой композиции.
Обычно профессора Гончарова относят к школе Фаворского. Как, однако, не похож он на своего учителя в своей выдающейся работе портрете Достоевского для обложки книги Гроссмана «Рулетенбург» (1932 год) [см. фото]. Фаворский создал известный, проникнутый психологическим содержанием портрет Достоевского тремя годами раньше. Гончаров изображает Достоевского в смело очерченном силуэте, с резкими черно-белыми контрастами, полным какого-то страдания и рока [см. фото]. Уже в эту пору молодой художник нашел свой стиль гравюры в изображении литературных героев. В своих работах он решительно выхватывает определенную фигуру из всего, что создает фон, используя при этом стилизованный и выразительный язык силуэта. Он есть и остается реалистом в изображении людей и движений, положений тела и жестов. Он освоил доподлинно свою технику гравюры: густые черные пятна, белые просветы бумаги, мастерское ведение резца при выполнении белых или прерывистых черных штрихов. В «Трагедиях» Софокла [см. фото 1, фото 2] он ввел в рисунки небольшого формата три цвета. В иллюстрациях к эпосам Армении («Давид Сасунский», 1939 год [см. фото 1, фото 2]) и Эстонии («Калевипоэг», 1947 год [см. фото]) ему удалось воплотить монументальность, к драмам Шекспира [см. фото] реалистическую действенность, к сонетам Петрарки [см. фото] нежную лирику (1952 год); в оформлении «Избранной лирики» Гарсиа Лорки [см. фото] его манера декоративна и исполнена выразительной простоты (рис.6).
Гончаров обладает подлинно своим стилем графики при иллюстрировании совершенно различных форм классической литературы. при этом часто речь идет о небольших по формату точно переданных портретах поэтов, которые раскрывают их основные черты характера, например, портрет Генриха Гейне (1951 год) [см. фото]; изображения героев полны убедительного характера, умно и тонко подмеченного художником из прочитанного. Его манера здесь проста, рисунки убедительно реалистичны, насыщены цветом, в результате чего графическая работа полностью сливается с содержанием книги.
Трудно привести какую-либо работу в качестве наилучшей из всего, что вышло из под руки Гончарова, с начала сороковых и до 1960 годов. Он иллюстрировал не только произведения Шекспира [см. фото], Сервантеса [см. фото], Лопе де Вега [см. фото], Гете [см. фото], Байрона [см. фото], Мериме [см. фото] и Стендаля [см. фото]. Впервые в книжной иллюстрации оформил он чрезвычайно пластическими гравюрами Хемингуэя (1957 год) [см. фото 1, фото 2]. Из русской классической литературы он выбрал для своего искусства произведения Крылова [см. фото], Пушкина [см. фото], Островского [см. фото], Тургенева [см. фото], Чехова [см. фото] и Горького [см. фото]. Нельзя не упомянуть и его работу в издательствах в качестве терпеливого, но требовательного редактора, его участие как представителя советского искусства в международных конгрессах по книге и графике. Его активность достойна восхищения. Здесь хотелось бы рассказать и о некоторых новых работах этого художника, творчество которого достойно большой монографии.
Творчество Гончарова каждый раз обретало новый подъем при его обращении к значительным историческим событиям, памятным дням, дорогим советскому народу и его друзьям во всем мире, например, 50-ая годовщина Великой Октябрьской революции в 1967 году, 100-летие со дня рождения В.И.Ленина, в 1970 году или 50-летие образования Советского Союза, которое будет отмечаться в 1972 году. В 197I году советская культурная общественность отметила 150-летие со дня рождения Федора Достоевского. Эти события эмоционально обогащают творчество художника, гражданина своего общества, способствуют проявлению нового художественного стиля. Художник постоянно покоряет вершины мастерства.
В 1966 году на пороге юбилея Великого Октября в издательстве «Художественная литература» появилось новое издание поэмы Блока «Двенадцать» в оформлении и с гравюрами профессора Гончарова (рис.9). Оно представляет собой тонкую книжку среднего формата. Для автора этого издания, который всю свою жизнь посвятил книге и графике, эта книжка является подлинным событием, так как она была выпущена массовым тиражом (30000 экз.). Здесь все продумано до мелочей. Художник смело помещает на черную с белым шрифтовую обложку красное знамя [см. фото], тем самым подчеркивая акцент, постоянно звучащий в поэме. Название написано красным и серым шрифтом, благодаря этому сразу раскрывается символически содержание произведения. Если «требовательный художник», опытный мастер Гончаров берется оформить книгу, то про нее нельзя сказать, что она неинтересна. В качестве шрифта, которым набрана поэма, им был выбран линейный античный шрифт, причем некоторые строки выделены крупно, иные чуть слабее. Цветом выделены цифры глав и чеканные, подобно лозунгу строки, например, «Революционный держите шаг» [см. фото] и другие, в которых выражается весь пыл и пафос первой зимы революции. Достоин восхищения выбор цвета для фона шрифта: здесь красный, там черный. Читатель по-новому воспринимает в книге белый шрифт на таком фоне, белый шрифт обретает здесь новое звучание. Одна из страниц полностью окрашена в серый цвет и усеяна белыми снежными хлопьями [см. фото]. В нижней части страницы изображено тело убитой девушки Катьки. В этом издании гениальной поэмы мы видим в Гончарове новатора книжного оформления. В эскизном варианте издания «Лирика» Маяковского [см. фото 1, фото 2] он вновь обращается к красному шрифту на черном фоне как средству выражения. Сами гравюры, иллюстрирующие книгу, поражают читателя бесконечно разной игрой штрихов, которая никогда не была для него самоцелью, а всюду передавала смысл и основное содержание, будь то снег, ветер или движение.
Советская графика и искусство оформления книги имеет в лице профессора Гончарова чрезвычайно одаренного художника и первоклассного мастера. Это подтверждают его последние работы гравюры к драматической трилогии Сухово-Кобылина, где он пользуется отточенным сатирическим гротескным языком [см. фото] и обращается к более крупному рисунку. В своих иллюстрациях к рассказам [см. фото] и романам Достоевского (1971 год) он достигает вершин подлинно трагической выразительности («Идиот» [см. фото]), жуткого повествования никогда не виденного («Братья Карамазовы»). Гигантской тенью вырисовывается на одном из рисунков [см. фото] на стене силуэт согнутой фигуры. На другом рисунке на заднем плане возвышается зловещая фигура великого инквизитора [см. фото].
Учитель Гончарова В.А. Фаворский основал школу книжной графики, разработал приемы взаимного сочетания поверхности страницы, контуров изображения и свободного пространства, которыми художник оформляет страницу. Гончаров в своем творчестве не только следует учению и завещанию своего великого предшественника, но и вкладывает новую выразительность. Награждение выдающегося мастера и новатора оформления книги и графики Гончарова медалью им. Гутенберга [см. фото] явилось по праву признанием его несомненных заслуг.
« Все статьи « К списку статей