« Все статьи « К списку статей
Е.Б.Адамов ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ - ШКОЛА ГОНЧАРОВА
«Московский художник», №3 (818)
17 января 1979 г.
|
Когда на вечере, посвященном 75-летию профессора Андрея Дмитриевича Гончарова, было предложено встать тем, кто учился у него, встал весь зал. В рядах московских художников книги, безусловно, большинство его ученики.
В конце сороковых годов творческий и жизненный опыт дал ему право возглавить профессорско-преподавательский коллектив факультета художественного оформления печатной продукции в Полиграфическом. Уже давно можно говорить о школе Гончарова, так как в удивительно прочном союзе с профессорами А.А.Сидоровым, И.И.Чекмазовым, Г.Т.Горощенко, доцентами П.Г.Захаровым, В.В.Пахомовым и В.Н.Ляховым сумел найти свою методику обучения студентов и сформулировать новые критерии оценки творческих работ в книжной графике послевоенного времени.
Как педагог А.Д.Гончаров стремился к объективности в обучении, к систематичности учебного процесса, продуманной последовательности учебных заданий. Он враг субъективности. Никто не станет спорить, что именно от него исходили требования четко сформулировать цель каждой работы, ограничивать в упражнениях технику и материалы. Это он настойчиво ставил вопросы: ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК? Конкретность в пластике каждой постановки в рисунке и живописи, каждой композиции станкового или прикладного характера, каждого книжного макета и пр. обусловливалась пристальным изучением предмета, темы, сюжета, ясным представлением условий и обстоятельств воздействия и восприятия зрителем, точным выбором средств и форм художественного выражения. Именно стараниями А.Д.Гончарова и полиграфическом обучении молодых художников разумно ставился акцент на специфике создания активной художественной формы, велось внимательнейшее рассмотрение, испытание в упражнениях и критике различных пластических систем прошлого и настоящего.
Заслугой А.Д.Гончарова стала постановка серьезной профессиональной учебы в обстановке искренности, свободы поисков и принципиальной требовательности к завершенным работам.
Каждый раз, когда он собирал членов кафедры, главной для обсуждения оставалась острая теоретическая проблема, подсказанная художественной жизнью Москвы и страны.
Нет обучения искусству без воспитания личности, гражданина. И здесь позиции А.Д.Гончарова проникнуты ответственностью художника перед обществом, издательским делом. Какова роль современного художника? Что ждет читатель? Каковы новости в искусстве за рубежом? На все вопросы надо уверенно ответить молодежи, показать перспективы в жизни и творчестве. Андрей Дмитриевич это делал в беседах, выступлениях, советах. Он тактично воспитывал и студентов и молодых педагогов: ссылаясь на своих учителей, личный опыт, коллег, находил убедительные аргументы, вел увлекательные рассказы.
« Все статьи « К списку статей
|